+7(495)695-15-10


Orator.ru  ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

Выпуск 10 Архив рассылки
КАК ПРИДУМЫВАТЬ И ПРОИЗНОСИТЬ ТОСТЫ

        Некоторые слушатели курсов ораторского искусства и мастерства общения на втором занятии говорили вот что:

      "Однажды я произносил тост. Незадолго до этого я специально выпил рюмочку для храбрости, но только сделал это зря - у меня начал заплетаться язык и стали путаться мысли. Потом мне было стыдно за то, что я тогда сказал"

      "Я - руководитель и поэтому часто вынужден отклонять приглашения на разные праздничные вечеринки и банкеты, потому что там меня обязательно попросят произнести тост. Я этого делать не умею и боюсь ударить лицом в грязь"

      "Я много раз произносил тосты, но они у меня какие-то неинтересные"

      "На 8 марта я должен был поздравить женщин нашего отдела. Когда же в заключении своего тоста я поздравил их с Новым годом, то после этого понял, что пора мне к вам на курсы"


      Многих людей шокирует ситуация, когда они слышат стук металлической вилки о какой-нибудь фужер, сопровождаемый словами: "минуточку внимания!". И потом: "а теперь давайте послушаем, что нам скажет многоуважаемый Сидор Палыч!". Обычно после этих слов возникает гнетущая тишина. Сидор Палыч, попавший в незавидное положение жертвы, остается наедине со многими парами внимательных глаз, которые для него как в тумане, с одной единственной мыслью в голове: "хотел бы я сейчас лучше сквозь землю провалиться". Имейте в виду, что некоторые люди любят наблюдать за жертвоприношениями (я думаю, что это удовольствие заложено в их природе древними предками, которые требовали хлеба и зрелищ. Зрелищ! Неважно каких - веселых или печальных). Поэтому они сознательно создают такие неловкие ситуации для других людей.

      Чтобы такие внезапные предложения не омрачали нам праздник, давайте вооружимся полезной теорией - поговорим о некоторых правилах произнесения тостов. Наберитесь терпения и прочитайте всё до конца. Вы увидите, что изобрести приятный тост довольно просто и, думаю, скоро сможете убедиться в этом на практике.

      Для начала забудьте избитые тосты типа: "за то, чтобы у нас всё было и чтобы нам за это ничего не было", "дай, боже, чтоб завтра тоже" и прочие заезженные словоблудия, актуальные в подъезде. Также постарайтесь обойтись без популярных книжных тостов, ибо, если вы начнете произносить тост, который может закончить любой из слушателей, то будете представлять собой скучное зрелище. Это банально. Тост хорош, когда он не серийный, а уникальный, поэтому соблюдайте самое важное правило производства тостов: придумайте тост сами.

      Как выбрать тему? Это ответственный момент, поэтому прежде давайте проведем небольшой вспомогательный тренинг. Имейте в виду, что человек на девять десятых запоминает то, в чем сам принимал непосредственное участие, поэтому я попрошу вас честно выполнить то, что попрошу. На самом деле всё будет быстро и просто. Попробуем вместе, всего-навсего, плавно увязать между собой в один связный рассказ два разных понятия, например, "министр" и "лужа". В качестве примера приведу три способа, пришедшие мне на ум:

  1. Один человек сказал мне: "я уверен в том, что стану министром экономики". На самом деле он не может быть уверенным даже в том, что не захлебнется в луже;
  2. Взятки наполняют карман министра, как дождь лужу;
  3. Министр путей сообщения, судя по всему, считает, что каждую автомобильную дорогу должна украшать лужа.
      Придумайте свой вариант (помните, что сейчас у нас с вами тренинг).

      Я так понял, что уже придумали. Что-то вроде министр сел в лужу? Хорошо. Мини-тренинг закончен.

      А теперь давайте запомним вывод из него: две любые темы можно органично увязать между собой в один короткий рассказ миллионами (!) различных способов. Эта аксиома пригодится нам чуть позже. Прочитайте ее (курсив) еще раз.

      Идем дальше. Нам надо построить композицию тоста. Здесь может быть масса вариантов. На мой взгляд, один из самых интересных - это схема, которую давайте прямо сейчас назовем "СВ" ("СКАЗКА - ВЫВОД") - сначала рассказываем так называемую СКАЗКУ, а затем делаем из нее ВЫВОД. Её-то (схему "СВ") мы и рассмотрим в этом выпуске.

      СКАЗКА - это небольшой интересный, остроумный рассказ для затравки:
  • какая-нибудь история
    - Две с половиной тысячи лет назад, после смерти персидского царя Кира, на его могиле была установлена надпись, которая гласила: "О человек, кто бы ты ни был и откуда бы ты ни явился, ибо я знаю, что ты придешь, я - Кир, создавший персидскую державу. Не лишай же меня той горстки земли, которая покрывает мое тело";
    - "Мадемуазель де Соммери, будучи поймана своим любовником на месте преступления, храбро это отрицала, а когда тот стал горячиться, заявила: "Ах, я прекрасно вижу, что вы меня разлюбили; вы больше верите тому, что вы видите, чем тому, что я говорю"" (Стендаль);
    - Зигмунд Фрейд, в ответ на вопрос его учеников, нет ли чего-либо символичного в том, что он курит большие сигары, ответил: "Иногда сигара - всего лишь сигара".
  • случай из жизни ("Зимой прошлого года, когда я отдыхал в Тундре…");
  • анекдот ("Пошел как-то Штирлиц за яйцами…");
  • любопытная мысль:
    - Самый древний египетский фараон Менес, так и не узнал, что вошел в историю первым из всех людей.
  • примечательный факт или информация:
    - За всю историю на Земле родилось 76 миллиардов человек и 70 миллиардов из них умерли, а разница - 6 миллиардов - это современное человечество;
    - Уран в словаре Вебстера 1903 года издания был назван "бесполезным металлом";
    - В конце XX века произошло одно из величайших событий столетия, которого многие не заметили: на 360 году своего существования наконец-то была доказана Великая теорема Ферма;
    - По утверждению специалистов, проблема "озоновой дыры" не существует. Ее раздули Дюпоны, которые заработали на ней десятки миллиардов долларов;
    - Пресловутый 25-й кадр, который хоть и запрещен законодательством многих стран, на самом деле преувеличен желтой прессой;
  • афоризм (серьезный или не очень):
    - "Путь в тысячу миль начинается с одного шага" (Конфуций);
    - "Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек - учитель" (не помню, кто);
    - "Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы - что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, то французы объявят меня немцем, а немцы - евреем" (Альберт Эйнштейн);
    - "Женщиной не рождаются, ею становятся" (Симона де Бовуар);
    - "Женщина может сделать миллионером любого мужчину-миллиардера" (Чарли Чаплин);
    - "Я всегда говорил, что женщина должна быть как хороший фильм ужасов: чем больше места остается воображению, тем лучше" (Альфред Хичкок);
    - "Будь мой отец посмелее, я был бы на три года старше" (Марсель Ашар);
    - "Теперь столько пишут о вреде курения, что я твердо решил бросить читать" (Джозеф Каттен);
    - "Молодость - недостаток, который быстро проходит" (Гёте);
    - "Мы добьемся мира, даже если для этого нам придется воевать" (Дуайт Эйзенхауэр);
    - "Я знаю только одно: что я не марксист" (Карл Маркс)
  • интересный вопрос:
    - Почему навозные жуки не догадываются о происхождении своей навозной кучи?;
    - Один шахматист чихнул и больно ударился лбом о ферзя. Считать ли шахматы экстремальным видом спорта?

      Важная деталь: желательно, чтобы в СКАЗКЕ были ответы на вопросы: кто?, что?, когда?, где?, что сделал?, что из этого вышло? и прочие (одним словом - образы (яркие картинки)). Например, когда мы слышим: "однажды я шел по парку и вдруг прямо передо мной непонятно откуда возник…", то такое начало СКАЗКИ не что иное, как ответы на вопросы: когда? - однажды, кто? - я, что делал? - шел, где? - по парку, что произошло? - возник кто-то… Подобная информация воспринимается легче, чем, скажем, такая: "когда речь заходит о разуме, нервная система не интегрируется путем централизации вокруг догматической клетки, вместо этого она вырабатывает многомиллионную демократию, каждая единица которой является клеткой".

      СКАЗКИ, гармонично вплетенные в речь, хороши тем, что привлекают внимание слушателей и запоминаются лучше, чем общие фразы и сухая информация в протокольном стиле. Почему дети любят сказки? Почему художественные романы с детективами читаются на досуге запоем, а всякие справочники с учебниками, как правило, лишь только по необходимости накануне экзамена с неохотой? Потому что в сказках, романах и детективах присутствуют образы - события и персонажи, т.е. ответы на вышеуказанные вопросы.

      ВЫВОД из СКАЗКИ, как правило, должен быть актуальным для торжества, например: "…за нашего Григория Алексеевича, который, как яблоко, весьма кстати свалился на нашу голову, жаль только, что Закон Всемирного Тяготения уже открыт!". ВЫВОД иногда (особенно, когда за Григория Алексеевича уже пили восемь раз подряд) может касаться просто вечных ценностей, которые актуальны во все времена, например: "…поэтому, господа, чтобы наша потенция была в порядке, давайте встанем и выпьем за наших милых дам!" (правда, такой ВЫВОД уместен, скажем, среди приятелей; малознакомая же аудитория может признать его пошлым). Стоит ли говорить о том, что ВЫВОД должен нести положительный эмоциональный заряд и органично вытекать из СКАЗКИ?

      А теперь пора вспомнить нашу аксиому, ради которой мы затеяли тот маленький тренинг: из любой "сказки" можно сделать много разных выводов, равно как и один и тот же вывод можно сделать из разных "сказок". Как видим, наша задача при выборе темы тоста совсем проста - из огромного множества комбинаций СКАЗОК с ВЫВОДАМИ, нам нужно выбрать всего лишь одну. Надо только напрячь фантазию и придумать или вспомнить интересную СКАЗКУ и заслуживающий внимания ВЫВОД из нее - и тост готов.

      Что сделать раньше: придумать СКАЗКУ или ВЫВОД? На первый взгляд может показаться, что тост изобретается в такой же последовательности, в какой произносится, т.е. сначала надо найти СКАЗКУ, а затем сделать из нее ВЫВОД. На самом же деле это не важно - можно и так, и так. Мне, например, удобнее начинать с конца: сначала придумать ВЫВОД и под него подобрать СКАЗКУ, хотя бывает и наоборот.

      Каков временной регламент? Тут однозначных рекомендаций на все случаи жизни давать нельзя, но некоторые всё же имеются. Затяжные тосты грузинского типа уместны тогда, когда у ваших слушателей в данный момент нет более интересного занятия, чем послушать вас, или когда компания за столом страдает от дефицита общения и все молчат. Если же все раскованны и всем весело, то чаще всего нежелательно растягивать тост дольше одной минуты. Взгляните на ваших слушателей и по их лицам вы поймете, когда вам пора закругляться. Когда тост затягивается, то слушатели начинают скучать - ерзают, отвлекаются и грустно улыбаются друг другу от неловкости за выступающего, который как ни в чем не бывало заливается соловьем, воруя частичку жизни каждого из них. Тоже печальное зрелище. Поэтому заканчивайте тост раньше, чем слушатели того захотят. Исчерпайте тему, а не терпение слушателей.

      Тост - это публичная речь, поэтому тосту должны быть присущи все элементы публичной речи: уверенный тон, четкое и достаточно громкое произношение, взгляд в глаза слушателей, энергичность адекватно атмосфере праздника и др.

      Тост по схеме "СВ" можно придумать за две минуты. Можете воспользоваться своими прежними заготовками, если участники праздника их еще не слышали. Старайтесь не повторяться.

Несколько тостов по схеме "СВ":

1

(Этот тост удобно произносить после первого тоста праздника)

      СКАЗКА:
      Однажды один знакомый опоздал на встречу с Львом Толстым. Оправдываясь, он сказал:
      - Извините пожалуйста, Лев Николаевич, я задержался на заседании Общества трезвости.
      - Это какое такое Общество трезвости? - спросил Толстой. - Это когда собираются, чтобы не пить? Но для этого не нужно собираться, а уж если собрались, то нужно выпить.
      ВЫВОД:
      Судя по всему, у нас тут не Общество трезвости. Так выпьем же, товарищи (офицеры, сантехники, гинекологи, педагоги, пианисты, сапожники, алкоголики - нужное подчеркнуть)!

2

      СКАЗКА:
      "Нельзя перелюбить всех женщин, но надо к этому стремиться", - сказал бразильский писатель-коммунист Жоржи Амаду.
      ВЫВОД:
      Давайте же будем нежно и горячо любить наших женщин!

3

      СКАЗКА:
      Один мой приятель давно уже собирался полететь в космос, другой - выучить китайский язык, третий - бросить ругаться матом. Но до сих пор первый так и ходит по Земле, второй не знает ни одного иероглифа, а третий так и матерится. И знаете почему? Потому что все они пытались начать новую жизнь с понедельника, а в году их целых 52, и они не знали какой именно из них выбрать.
      ВЫВОД:
      Но Новый год бывает только раз в году, поэтому тут с выбором проще: у нас просто нет выбора. За то,чтобы в Новом году мы добились того, чего хотели!

4
(Тост с вовлечением слушателей; хорошо взбадривает дружескую компанию)

      СКАЗКА:
      Друзья! Давайте сядем поудобней, закроем глаза и расслабимся. И давайте вспомним какую-нибудь свою мечту, которая так и осталась нереализованной в прошлом году. Это может быть, например, поступление в университет, автомобиль, хомячок или другая ваша заветная цель. Давайте мысленно представим себе ее образ максимально конкретно - в деталях и во всей ее красе. Представили? Продолжаем сидеть так же расслабленно, с закрытыми глазами и слушаем меня внимательно.
      ВЫВОД:
      После того, как мы все вместе громким хором произнесем по команде то слово, которое я вам скоро скажу, каждый из нас получит мощную установку на достижение своей мечты и она обязательно сбудется в этом году. Повторяю: она сбудется обязательно. Итак, (пауза), давайте все вместе дружно прокричим: "замётано!", три - четыре:
- ЗАМЁТАНО!!!
- Отлично. А теперь закрепим установку шампанским! (все чокаются).
(Такое элементарное вовлечение присутствующих вносит оживление в их ряды, и у них, как у детей, начинают блестеть глаза, и кто-то из них непременно попросит: "Давай еще что-нибудь!").

***

      Скажу вам откровенно, друзья, что мне не нравятся многие тосты и поздравительные речи. Как правило, это пустые слова и в них сквозит лицемерие. Один шеф-редактор одного телеканала в связи с новогодними торжествами сказал телезрителям: "…чтобы в новом году было меньше плохих новостей и больше хороших". Казалось бы, ну и что тут такого - вполне приличное пожелание. Но многие журналисты и телеведущие, которые хорошо знали шеф-редактора, услышав от него такие слова, поперхнулись, потому что вспомнили его нездоровую склонность к разыскиванию "жареных" фактов и его поучения, которые были его рабочим девизом: "главное не просто преподнести шокирующую информацию, а преподнести ее так, чтобы у зрителя появилось ощущение безысходности!". Они прекрасно понимали, что на деле шеф-редактор и в новом году собирается жить под этим девизом, поэтому узрели всю фальшивость его слов. Часто люди желают друг другу "самого наилучшего", а потом забывают об этом, и их жизнь, как и прежде, наполняют мелочные ссоры, интриги, зависть и злоба к тем, кого они поздравляли совсем недавно. Иной раз пьяные разборки начинаются прямо за столом или чуть-чуть поодаль, вскоре после произнесения торжественных речей (вспоминаю 1990-е). Некрасиво. Поэтому мне не нравятся многие тосты.

      Но всё-таки иногда, как перлы в куче мусора, нет-нет, да и промелькнут несколько простых слов, сказанных от души. Вы распознаёте их безошибочно - они берут вас в ласковые объятия, от которых на душе становится тепло, и приятный трепет пробегает по каждой клеточке вашего организма. Вы чувствуете, что это не общепринятое празднословие, но слова, выражающие истинные помыслы говорящего. Поэтому, друзья, старайтесь соблюдать еще одно правило произнесения тостов: будьте искренни - говорите то, что думаете на самом деле.



Феликс Кирсанов, написать автору


Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт www.orator.ru (в интернете - гиперссылка) и на автора